Состояние здоровья населения в Украине сейчас является одним из самых высоких государственных приоритетов, поскольку здоровье является первой необходимым условием успешного развития каждого человека, его обучения, труда, благосостояния, создание семьи и воспитание детей.
От отношения человека к здоровью во многом зависит его сохранения и укрепления.
Научить детей беречь и укреплять свое здоровье - одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования.
В этом контексте задачей современной начальной школы: формирование и развитие представлений детей о здоровье; мотивировки положительного отношения к сохранению жизни и укрепления здоровья, формирование основных жизненных навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, воспитание потребности в здоровье как важной жизненной ценности, использование здоровьесберегающих технологий обучения соблюдение режима двигательной активности, сочетание двигательного и статической нагрузки, организация сбалансированного питания, замена авторитарного стиля общения на стиль сотрудничества, создания эмоциональной благоприятной атмосферы обучения формирование у учащихся и их родителей осознание ценности здоровья я, культивирования здоровья и т.д..
Здоровье человека зависит от его образа жизни, который вел человек, начиная еще с детства. Больше всего на состояние здоровья человека влияет его питания. Правильное и здоровое питание детей - залог здоровья взрослого человека в целом. Приоритетным заданием государственного образования является формирование у учащихся навыков рационального питания, а именно: соблюдение режима питания, умение составлять пищевой рацион с учетом реальных возможностей, потребностей и пользы, умение определять и сохранять высокое качество пищевых продуктов.
Учитывая актуальность проблемы в обучении детей быть здоровыми, в течение 2010-2011 учебных годов введен отдельный курс по выбору для начальной школы «Азбука питания».
Первоочередная цель программы «Абетка харчування» - научить детей принципам правильного питания и привить привычку придерживаться этих принципов в повседневной жизни. В долгосрочной перспективе программа нацелена на формирование личной потребности следовать здоровому образу жизни: питаться правильно, сохранять баланс физического и психологического здоровья.
Основной целью программы «Азбука питания» является формирование у учащихся начального звена общеобразовательных учебных заведений основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Реализация вышеуказанной программы осуществляется с помощью учебно-методического комплекта для 1-4 классов «Азбука питания» авторов Ващенко А.М., Свириденко С.А., Чорновил О.В, одобренного комиссией по педагогики и методики начального обучения Научно-методического Совета Министерства образования и науки Украины.
Его составляющими являются методические материалы для учителя, тетради для учеников, дидактический материал. Содержание учебно-методического комплекта заключен согласно возрастных физиологических и психологических особенностей детей, обучающихся в начальных классах общеобразовательных учебных заведений; базируется на соответствующих научных исследованиях в области питания; раскрывает наиболее актуальные проблемы, связанные с питанием детей младшего школьного возраста, способствует формированию культуры питания младших школьников.
Авторский коллектив программы «Абетка харчування» объединил более 50 ведущих специалистов в области основ здоровья и методологии преподавания в современной начальной школе, специалистов Министерства здравоохранения Украины, детских психологов, врачей-гастроэнтерологов. В подготовке курса принимали участие известные художники, имеющие опыт работы с детскими изданиями. Чтобы обеспечить успех внедрения новой программы, были учтены все психологические и физиологические особенности детей 6-9 лет: особенности восприятия информации, развитие моторики, формирование привычек, ассоциативное мышление.Большое внимание также было уделено украинским традициям и культуре питания.
Эта программа стала составной учебного предмета «Основы здоровья» для начальных классов общеобразовательных школ.
Материал программы также может использоваться как дополнительный на уроках по предметам инвариантной составляющей учебных планов «Я и Украина», «Чтение», «Математика», «Трудовое обучение», «Изобразительное искусство»; при организации учебно-воспитательного процесса группы продленного дня и т.п. .
Чрезвычайно важным является привлечение родителей к реализации программы «Азбука питания».
Формы и методы реализации программы имеют игровой характер, что обеспечивает активное участие детей в процессе обучения. Содержание заданий, которые предлагаются в рабочих тетрадях, также ориентированы на творческую работу ребенка (самостоятельную, коллективную работу или в группах), удовлетворяют естественные влечения ребенка к исследовательницы и выводов, проявления творческих способностей.
Удачно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать формированию полезных умений и навыков в области рационального питания, готовности выполнять правила здорового питания; воспитанию определенных вкусовых предпочтений детей; влиять на организацию и структуру питания в семьях.
Лидия Щербакова,
главный специалист департамента
общего среднего и дошкольного образования
МОН Украины