В каждом детском коллективе, среди семей ваших друзей и знакомых, наверняка есть дети, которые сильно отличаются в своем поведении от большинства других. А может быть, это ваш ребенок? Он не вписывается в «золотую середину» общей массы детей, а пополняет ряды «шустриков» или «черепашек».
Пусть вас не удивляет такое «не психологическое», не научное название: оно достаточно мягко и в то же время точно характеризует гиперактивных и слишком медлительных, флегматичных детей. Особенно ярко эти качества проявляют себя в период с 3 до 7 лет, то есть в возрасте дошколят. К сожалению, для таких ребят отдельно не разработаны ни правила поведения с ними, ни методики воспитания. А значит, и родители и воспитатели в саду поступают с ними так, как диктует им ситуация и собственный опыт. На практике это выглядит примерно так: «Что ты все время носишься! Посиди хоть немножко», или «А ты все копаешься, как всегда самая последняя!». Итак, «шустрик» привыкает, что он – хулиган, а «черепашка», что он всегда – последний. Так и растут они с осознанием собственной неполноценности, в то время, как в таком поведении их вины нет, есть особенности темперамента, характера, реже – воспитания. Давайте рассмотрим каждый их этих типов подробнее и попробуем выделить оптимальный стиль поведения нас, взрослых, с такими детишками.
Вначале разберемся с «шустриками» (гиперактивными детьми). Трудно с ними всем, но особенно родителям: такой ребенок ни секунды не сидит на месте, задержать на чем-то его внимание просто не возможно, во времени и пространстве он фиксируется с большим трудом. Очень хочется сравнить его с маленьким, подвижным кусочком ртути, вокруг которого все предметы падают, летают и разбиваются сами по себе. Возить такое «чудо» в общественном транспорте или брать с собой в гости сущее наказание. Причин такого поведения может быть множество: начиная от органического поражения мозга и заканчивая эмоциональным стрессом. Бывает и нормальный, без патологии реактивный по складу характера ребенок, Причину определит врач. Родителям надо помнить одно: трудно не только им, трудно и самому ребенку справиться со своей двигательной активностью. Кроме того, их неохотно принимает компания сверстников: им непривычно быстрое соскальзывание «шустриков» со слез к безудержному веселью, нервозное общение, неумение долго играть в одну и ту же игру. Я уже не говорю о тех трудностях в обучении, с которыми «шустрик» сталкивается, пойдя в первый класс. Психологи, занимающиеся проблемой гиперактивных детей, выработали целый ряд практических советов для родителей «шустриков». Перечислю некоторые из них.
Пусть вас не удивляет такое «не психологическое», не научное название: оно достаточно мягко и в то же время точно характеризует гиперактивных и слишком медлительных, флегматичных детей. Особенно ярко эти качества проявляют себя в период с 3 до 7 лет, то есть в возрасте дошколят. К сожалению, для таких ребят отдельно не разработаны ни правила поведения с ними, ни методики воспитания. А значит, и родители и воспитатели в саду поступают с ними так, как диктует им ситуация и собственный опыт. На практике это выглядит примерно так: «Что ты все время носишься! Посиди хоть немножко», или «А ты все копаешься, как всегда самая последняя!». Итак, «шустрик» привыкает, что он – хулиган, а «черепашка», что он всегда – последний. Так и растут они с осознанием собственной неполноценности, в то время, как в таком поведении их вины нет, есть особенности темперамента, характера, реже – воспитания. Давайте рассмотрим каждый их этих типов подробнее и попробуем выделить оптимальный стиль поведения нас, взрослых, с такими детишками.
Вначале разберемся с «шустриками» (гиперактивными детьми). Трудно с ними всем, но особенно родителям: такой ребенок ни секунды не сидит на месте, задержать на чем-то его внимание просто не возможно, во времени и пространстве он фиксируется с большим трудом. Очень хочется сравнить его с маленьким, подвижным кусочком ртути, вокруг которого все предметы падают, летают и разбиваются сами по себе. Возить такое «чудо» в общественном транспорте или брать с собой в гости сущее наказание. Причин такого поведения может быть множество: начиная от органического поражения мозга и заканчивая эмоциональным стрессом. Бывает и нормальный, без патологии реактивный по складу характера ребенок, Причину определит врач. Родителям надо помнить одно: трудно не только им, трудно и самому ребенку справиться со своей двигательной активностью. Кроме того, их неохотно принимает компания сверстников: им непривычно быстрое соскальзывание «шустриков» со слез к безудержному веселью, нервозное общение, неумение долго играть в одну и ту же игру. Я уже не говорю о тех трудностях в обучении, с которыми «шустрик» сталкивается, пойдя в первый класс. Психологи, занимающиеся проблемой гиперактивных детей, выработали целый ряд практических советов для родителей «шустриков». Перечислю некоторые из них.
- Будьте последовательны и постоянны.
- Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно.
- Не пугайтесь своего гнева или раздражения. Это – нормальные явления и их можно контролировать. Если вы сердитесь, то это не значит, что вы не любите своего непоседливого ребенка.
- Учитесь отделять его поведение, которое вам не нравится от его личности. Например: «Я люблю тебя. Мне только не нравится, когда ты разбрасываешь игрушки по всему дому».
- Старайтесь откликаться на любые, пусть и незначительные, позитивные сдвиги в поведении «шустрика», хвалите его за них. Это трудно, но постарайтесь избегать непрерывных одергиваний и запретов – «прекрати», «не смей», «нельзя» и пр.
- Ваш ребенок, как никакой другой, нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте (желательно, вместе с ним) четкое расписание прогулок, еды, сна, игр, занятий и повседневных обязанностей. Старайтесь следовать этому расписанию, несмотря на все попытки ребенка склонить вас на послабление. Со временем, он привыкнет к размеренной, упорядоченной жизни.
- При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий не у окна, а у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации.
- Не давайте ребенку сразу все игрушки, выдайте одну – две из закрытого ящика; если он сел рисовать, уберите все лишнее со стола, потому, что гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
- Зная о повышенной возбудимости своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие одновременно не более 2 – 3 человек. Известно, что «шустрики» очень любят подвижные спортивные игры и игрушки (мячи, велосипеды, машинки). Вовсе изымать их из дома, наверное, не стоит, но и ограничить до разумных пределов необходимо.
- Необходимо, чтобы в игровом арсенале гиперактивного ребенка были различного рода конструкторы, мозаики, всевозможные настольные игры. Не расстраивайтесь, если ребенок не сможет долго сидеть над ними: ваше терпение и готовность играть вместе с ним не в мячик, а , например, в шашки вскоре приучат его сидеть над игрой долгое время. Мы иногда недооцениваем мощнейший стимул – согласие папы или мамы поиграть вместе с малышом. Ради этого он готов оставить и футбол, велосипед, и еще много чего.
Считается, что при условии правильного воспитания гиперактивный ребенок к двенадцати годам превращается во вполне нормального подростка.
Теперь несколько слов о «черепашках». До четырех лет медлительные дети, как правило, не вызывают беспокойства у родителей, все списывается на возраст: дескать, маленький еще, подрастет, научится все делать быстро. Между тем, «черепашки», это особый тип детей, которые нуждаются с самых ранних лет в каждодневной и терпеливой коррекции. Особенно заметна физическая медлительность этих детишек вне дома, в садике, в школе, на фоне сверстников, общих правил и игр. Считается, что «черепашек» формирует не только врожденный темперамент, но и перекосы в воспитании чересчур авторитарных, быстрых, энергичных мам. Впрочем, это только одна из многочисленных гипотез на эту тему. Итак, чем же мы, родители, можем помочь нашим милым «черепашкам»?
- Примерно к четырем годам полезно и своевременно познакомить малыша с часами и понятием времени. Конечно, не в полном объеме, достаточно для начала – с понятием «полчаса». Так мы формируем основы восприятия времени. Что можно успеть и чего нельзя успеть за полчаса? Очень полезно параллельно приобрести различные песочные часы (5 – 10 – 20 минутные). И тогда и песочные и обычные часы используются вами, уважаемые родители, весьма часто: ставятся на стол во время обеда, в прихожую во время одевания, в детскую во время сбора игрушек. И не забывайте поощрять ребенка в каждом конкретном случае: «Смотри, ты сегодня успела одеться за десять минут, еще даже не весь песочек прошел!» Тогда в следующий раз ребенок будет соотносить свои неторопливые действия с наглядным течением времени.
- Так же полезны разного рода соревнования детей и взрослых на тему: кто быстрее. Понятное дело, взрослые слегка поддаются, а ребенок получает свою порцию похвалы за то, что стал первым и самым быстрым.
- «Черепашки» крайне болезненно ощущают свое отличие от сверстников, гоняющих на велосипеде или играющих в мяч. Вам следует приобрести для малыша всевозможный спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалку, велосипед и пр. Тем более, что «черепашки» в силу своей неторопливости тяготеют к малоподвижным играм: мозаикам, конструкторам, чтению, раскраскам. В результате к 5 –6 годам они, как правило неплохо читают и пишут, радуя близких своей аккуратностью. Но, к сожалению, мысли у них идут впереди движений. В идеале же в первом классе школы нужна синхронность: знаешь, как решить задачу, быстро напиши ее, закрой тетрадь, убери учебник и будь готов воспринимать следующее задание учителя. Вот тут-то нерасторопность и будет мешать «черепашке» стать отличником.
Как видите, мы, родители вполне можем помочь нашим единственным и любимым «шустрикам» и «черепашкам», не ругая их понапрасну, а, пытаясь понять и создать условия, чтобы они компенсировали особенности своего характера и темперамента.